Тяжелобольные пациенты и члены их семьи сталкиваются с тяжелыми эмоциональными испытаниями. Даже одно неправильное или неуместное слово может усугубить психологически тяжелую ситуацию: испугать, почувствовать беспомощность или нивелировать результаты совместного принятия решений врачом и пациентом.
В журнале Mayo Clinic Proceedings была опубликована работа, посвященная особенностям коммуникации с тяжелобольными пациентами. Несмотря на выраженный прогресс в лечении многих тяжелых заболеваний, включающих злокачественные новообразования, тяжелые ишемическую болезнь сердца или заболевания легких, многие правила коммуникации с пациентом остаются прежними.
Со стороны врача информирование о природе заболевания, целях и продолжительности сложного лечения, а также установка реалистичных ожиданий нередко связаны с переживаниями пациентов: страхом и тревогой, сильными эмоциями, недостатком медицинской компетенции, нереалистичными ожиданиями. Такие пациенты склонны фиксироваться на словах врача.
Никогда не
По мнению авторов исследования, к словам и фразам, которые никогда не стоит использовать в разговоре с тяжелобольными пациентами относятся:
- «Больше мы ничего не можем сделать»
- «Прекращение лечения»
- «Долго не протянет»
- «Вы хотите, что бы мы сделали все?»
- «Сражайтесь» или «Боритесь» (эти фразы подразумевают, что воля может одолеть заболевание, однако также могут привести к ощущению, что пациенты подводят своих близких недостаточными усилиями».
- «Вы слишком долго ждали / слишком поздно пришли»
- «О чем думали другие врачи?»
Этот список можно дополнить фразами, которые отрицают наличие проблемы у пациента или преуменьшают ее:
- «Давайте пока не будем об этом беспокоиться».
- «Вам повезло, что это только вторая стадия».
Таким образом, коммуникация с пациентом, в особенности с тяжелобольным, является важной составляющей медицинского процесса. Внимание этой проблеме должно уделяться на всех уровнях медицинского образования: в медвузах, последипломном образовании, при наставничестве.