Синдром Уивера: генетическая загадка быстрого роста

Из цикла статей о редких (орфанных) заболеваниях с описанием клинического случая


Патологически высокий рост, особенно в сочетании с врожденными пороками развития, может указывать на наличие генетического заболевания. Такие состояния требуют пристального внимания врачей, так как ранняя диагностика играет ключевую роль в определении дальнейшей тактики лечения и наблюдения.

Среди известных синдромов, сопровождающихся чрезмерным ростом, можно выделить синдром Марфана, характеризующийся нарушением соединительной ткани, синдром Сотоса, ассоциированный с избыточным ростом в раннем возрасте, синдром Беквита-Видеманна, связанный с аномалиями роста и развитием опухолей, а также ультраредкий синдром Уивера, при котором ускоренный рост сочетается с множественными врожденными пороками развития. Об основных проявлениях этого заболевания рассказали на онлайн-конференции «Редкие (орфанные) заболевания: междисциплинарный подход к диагностике и лечению», которая состоялась 27-28 ноября 2024 года.

Педиатр, научный сотрудник отделения педиатрии ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского Дарья Карташова представила историю открытия заболевания, озвучила данные о его распространенности, патогенезе, особенностях клинической картины, возможностях диагностики, а также поделилась наблюдением из личного опыта — описанием клинического случая синдрома Уивера, диагностированного у мальчика 16 лет.

Первое описание синдрома

Синдром Уивера/Вивера (МКБ-10: Q87.3) — редкое генетическое заболевание, которое обуславливает чрезмерный рост тела с антенатального до подросткового периода. Опережение в росте  сочетается с аномалиями развития скелета, внутренних органов и задержкой умственного развития различной степени.

Заболевание впервые было описано у двух похожих друг на друга младенцев в 1974 году американскими учеными, генетиками, во главе с профессором медицинской и молекулярной генетики Медицинской школы Университета Индианы Дэвидом Уивером. Мальчики не были родственниками, однако у обоих наблюдался быстрый рост, опережающий костный возраст, черепно-лицевые аномалии, хриплый, низкий голос во время плача и врожденные сгибательные контрактуры пальцев кисти.

Причина и тип наследования синдрома

В 2012 году путем секвенирования ДНК двух пациентов удалось установить связь заболевания с мутациями в гене EZH2 на хромосоме 7q36, при которых возникают нарушения работы гистоновой метилтрансферазы EZH2, необходимой для регуляции транскрипции генов и нормального эмбрионального роста.

Тип наследования синдрома до сих пор остается неясным. В большинстве случаев появление генетических мутаций является спорадическими. Однако есть предположения об аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и Х-сцепленном типе наследования с вариабельной экспрессивностью и большей частотой встречаемости среди лиц мужского пола.

Распространенность заболевания

Предположительная распространенность синдрома Уивера составляет 1 случай на 15 тысяч населения, однако на сегодняшний день в мире описано всего около 50 случаев заболевания у взрослых и детей (преимущественно в США, странах Европы и Азии). Самый известный случай даже попал в книгу рекордов Гиннеса: 27-летняя турчанка Румейса Гелги (Rumeysa Gelgi) стала самой высокой девушкой в мире. При рождении ее рост был 59 см, в десять лет — 204 см, во взрослом возрасте — 215 см.

В России первый пациент с синдромом Уивера (девочка 5 лет)  был диагностирован в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ в 2000 году. Данные о пяти случаях синдрома также озвучили в 2013 году в Республике Беларусь.

Описание клинического случая

В 2019 году в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского поступил мальчик 15 лет с предварительным диагнозом «Синдром высокорослости». На момент осмотра его рост составлял около 201 см, вес 86 кг, годовая прибавка — больше 15 см, одновременно с ростом в течение года увеличился размер ноги с 44 до 48 размера. Другие жалобы пациента включали деформацию позвоночника и грудной клетки, ухудшение зрения.

Мальчик начал активно расти с рождения, и в два года его физическое развитие оценивалось на четыре года, костный возраст опережал паспортный на два года. В детском саду и школе ребенок был значительно выше сверстников. Его общеклинические анализы, а также гормон роста, оставались в норме. МРТ головного мозга было без патологий. С 10 лет у мальчика появились жалобы на головокружение, головную боль, периодический акроцианоз, потери сознания при изменении положения тела. При мониторинге артериального давления выявлена склонность к гипотонии.

У пациента присутствовал грубый хриплый голос, скелетные деформации: арахнодактилия, конусовидные пальцы кистей, кифоз, сколиоз, деформация грудной клетки, — а также лицевой дисморфизм: антимонголоидный разрез глаз, удлиненные глазные щели, широкий и короткий нос, ретромикрогнатия, большие диспластичные ушные раковины. Данные лабораторных и инструментальных обследований других особенностей и отклонений от нормы не выявили.

Суммировав жалобы, данные анамнеза, объективного осмотра, пациенту провели ДНК-диагностика: поиск мутаций, ассоциированных с синдромом Марфана и другими наследственными заболеваниями со сходными фенотипическими проявлениями. В ходе генетического тестирования была выявлена гетерозиготная мутация p.Leu674Ser в 17 экзоне гена EZH2, типичная для синдрома Уивера.

Выводы

Генетически детерминированные синдромы высокорослости встречаются крайне редко, характеризуются схожими проявлениями и не имеют специфического лечения.

Всем пациентам с синдромом Уивера требуется длительное наблюдение педиатра/терапевта и других узких специалистов для проведения симптоматического лечения, направленного на поддержание мышечного тонуса, укрепление связочного аппарата, коррекцию камптодактилии и других нарушений. Для улучшения качества жизни пациентов возможно использование специального оборудования — ходунков, стульев для ванны, адаптивных прогулочных колясок.

При синдроме Уивера необходимо проводить секвенирование ДНК для определения точного локуса мутантного гена. В зависимости от генетического дефекта различается спектр пороков развития, тяжесть течения заболевания и риски развития возможных осложнений, в том числе предрасположенность к развитию нейробластомы и ряду онкогематологических заболеваний.

Эти знания могут помочь лечащему врачу не только не пропустить уже сформировавшуюся патологию, но и предотвратить развитие новой; помочь при определении тактики ведения пациента и выборе профилактических мер.

 

Источник: релиз по материалам видеолекции «Синдром Уивера. Клинический случай» портала «Помощь редким»





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт

Мы используем cookie, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас. Оставаясь на сайте, вы даете свое согласие на использование cookie. Подробнее см. Политику обработки персональных данных