Как гаджеты и социальная среда влияют на развитие детей?

Длительное использование ребёнком гаджетов и низкое психическое здоровье родителей связаны с низким уровнем развития ребёнка


Изучению влияния на развитие ребёнка гаджетов и социальных факторов посвящено исследование учёных из Австралии. Результаты опубликованы в BMC Pediatrics.

В исследовании приняли участие 3708 семей. Длительность наблюдения составила 6 лет.

Родители ежегодно проходили опрос по использованию технологий TechU-Q, включающий вопросы о частоте, продолжительности использования электронных устройств в будние и выходные дни родителями и ребёнком.

Также родители ребенка проходили опрос ASQ-3, с помощью которого можно определить прогресс в развитии в возрасте от 1 мес до 5,5 лет. Он включает в себя 30 вопросов для оценки 5 областей: коммуникации, крупной и мелкой моторики, решения задач и личностно-социальной сферы. Наивысший общий балл при прохождении опросника – 300.

В исследовании учитывалось влияние социальных факторов на ребёнка: уровня образования родителей, социально-экономического положения родителей (оценивалось по индексу относительных социально-экономических преимуществ и недостатков - IRSAD), количества детей в семье, этнической принадлежности, психического здоровья родителей (оценивалось с помощью шкалы депрессии, тревоги и стресса  - DASS-21).

Затем проводилась статистическая обработка полученных данных. Были получены следующие результаты:

  • 51,5% детей родители разрешали смотреть телевизор, 14,7% - пользоваться планшетом, 9,1% - пользоваться смартфоном;
  • увеличение использования планшетов и смартфонов детьми на каждые 16 минут (стандартное отклонение 1) было связано с уменьшением общего балла по ASQ-3 на 5 баллов из 300 (стандартное отклонение 0,40);
  • более низкое психическое здоровье матери связано с более низким уровнем развития ребенка во всех сферах, кроме крупной моторики - увеличение общего балла DASS-21 у матери на 17 из 126 баллов (стандартное отклонение 1) связано с уменьшением общего балла ASQ-3 на 2 из 300 баллов (стандартное отклонение 0,21);
  • аналогично на развитие ребёнка влияет более низкое психическое здоровье отца - увеличение общего балла DASS-21 у отца на 15 из 126 баллов (стандартное отклонение 1) было связано с уменьшением общего балла ASQ-3 на 2 из 300 баллов (стандартное отклонение 0,18).

Таким образом, увеличение времени, проводимого детьми за экранами гаджетов, и низкое психическое здоровье родителей связаны с более низким уровнем развития детей дошкольного возраста, со снижением показателей коммуникативных навыков и мелкой моторики.

 

Источник: Amber M. Beynon et al. Influence of maternal and infant technology use and other family factors on infant development // BMC Pediatrics, 2024





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт