Молекулярные особенности стрессовых и депрессивных расстройств

По результатам исследования с комплексным подходом мультиомики

Изучение стресс-ассоциированных расстройств подразумевает комплексный подход, который должен учитывать многочисленные биологические процессы. В новом исследовании из журнала Science представлены результаты изучения молекулярных особенностей посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и большого депрессивного расстройства (БДР).

ПТСР и БДР – патологические состояния с комплексным патогенезом. Такие расстройства развиваются с течением времени в результате генетической предрасположенности и травмирующих событий в том числе за счет эпигенетических механизмов.

В новой работе авторы изучили влияние экспресии различных генов и белков, а также эпигенетических изменений и патологических сигнальных путей на пост-мортем образцах тканей мозга пациентов с ПТСР, депрессивными расстройствами и группой контроля. Всего образцы были отобраны от 231 трупа. Кроме того, была использована информация из базы биологических данных UK Biobank. Особое внимание уделялось следующим зонам мозга: медиальная префронтальная кора, зубчатая извилина гиппокампа и центральное ядро амигдалы (миндалевидного тела).

Согласно полученным данным, пациенты с ПТСР и БДР обладают рядом общих особенностей в экспрессии генов и экзонов в медиальной префронтальной коре, однако локализация активности отличалась для эпигенетических изменений. Было показано, что предрасполагающими факторами в обеих патологиях были детская травма или попытка суицида. Также была продемонстрирована склонность к развитию БДР у мужского пола.

Топ генов и сигнальных путей, ассоциированных с ПТСР и БДР, подразумевали активность как на уровне нейронов, так и на уровне не-нейрональных клеток: факторы транскрипции, иммунные функции, метаболизм, активность митохондрий и сигналинг гормонов стресса.

Исследование специфических биомаркеров направлено на развитие персонализированного подхода в лечении психических расстройств.

Источник: Nikolaos P. Daskalakis et al. Systems biology dissection of PTSD and MDD across brain regions, cell types, and blood // Science, 2024